Творческая мастерская педагога-психолога Бадака Александра Петровича

Анализ школьного сленга.
(Выдержки из статьи "Захлопни коробочку". Полный текст в газете «Школьный психолог» №27-28 2004 г.)

Интересный материал для психолога представляют исследования школьного жаргона (сленга), особенно, если эти исследования проводятся на протяжении нескольких лет. Видоизменения сленга могут свидетельствовать о тенденциях развития интересов, увлечений, вектора личностной направленности в молодежной группе. О необходимости подобного рода исследований говорит и В.Ф. Пирожков в своей книге «Криминальная психология». Подростковый возраст – возраст примерки социальных ролей, к сожалению, иногда девиантных, которые могут проявляться в словесной форме. В.Ф. Пирожков использует термин «криминальной зараженности молодежного лексикона». Он советует педагогам проводить анализ жаргонных выражений учащихся не для того, чтобы самому повторять ошибки детей, а для того, чтобы воспитывать у них культуру речи. Как обстоят дела в нашей школе?
Психологом школы в 1996 и в 2003 годах проводились исследования школьного жаргона. Учащихся просили написать слова, которые они обычно используют в общении со своими сверстниками, а рядом написать их значение, смысл. Учащиеся заранее предупреждались о недопустимости написания слов нецензурного характера. Таким образом был изучен детский школьный жаргон. Полученные результаты сопоставлялись с данными социометрических исследований классов и результатами исследований рейтинга учителей. Полученные выводы могут быть интересны школьным психологам.

Сравнительный анализ сленговых выражений старшеклассников разных лет (учащихся 8-11 классов) представлен ниже.

Сравнительный анализ школьного сленга разных лет.
Год проведения исследования 1996.
Число опрошенных детей 300
Число сленговых выражений 169
Число нецензурных выражений 6
Доля выражений с положительной смысловой окраской 20%
Доля выражений с нейтральной смысловой окраской 25%
Доля выражений с негативной смысловой окраской 55%
Слова, заимствованные из уголовного жаргона 41%
Обновляемость сленговых выражений -


Год проведения исследования 2003.
Число опрошенных детей 407
Число сленговых выражений 203
Число нецензурных выражений 0
Доля выражений с положительной смысловой окраской 24%
Доля выражений с нейтральной смысловой окраской 35%
Доля выражений с негативной смысловой окраской 41%
Слова, заимствованные из уголовного жаргона 49%
Обновляемость сленговых выражений 86%

Итак, какие выводы можно сделать из проведенных исследований?

1. За семь лет произошло существенное обновление молодежного сленга. Так 86% выражений ранее (в 1996 году) детьми не использовались. И только 14% выражений сохраняют свою актуальность и в настоящее время и активно используются детьми в разговорной речи. Это следующие выражения: базар( базарить, базара нет, фильтровать базар), воще, в натуре, зашибись, клёво, кору мочить, крендель, круто, нафига?, нахрен, нафиг, ништяк, овца, ОК, олень, прикид, прикольно, косяк, сикись, стакан, тормоз, уматно, чмо, чувак, шнурки, штрихи, я валяюсь. Из этих 30 слов 20 заимствованы из уголовного жаргона ( см. «Словарь уголовного жаргона» в книге В.Ф. Пирожкова «Криминальная психология»). В 2003 году не воспринимаются детьми как сленговые, хотя ранее воспринимались именно так, стойко вошедшие в разговорную речь детей и учителей, такие выражения, как: чётко, классно, короче.

2. В 2003 году произошло расширение сленгового репертуара. Вместо 169 дети назвали 203 сленговых выражения.

3. Сленг в основном несет в себе негативный эмоциональный заряд. Среди сленговых преобладают выражения с негативной смысловой окраской. Наиболее ходовыми являются выражения, негативно характеризующие умственные способности сверстника. Что отчасти может быть обусловлено школьными требованиями, которые касаются в основном когнитивной составляющей личности. По сравнению с 1996 годом доля сленговых выражений с негативной смысловой окраской уменьшилась, но все еще остается высокой. (41% от числа всех сленговых выражений). Это снижение может свидетельствовать и о снижении уровня открытой агрессии среди школьников старших классов.

4. В последнее время увеличилась по сравнению с 1996 годом доля сленговых выражений с положительной и нейтральной смысловой окраской. Что может свидетельствовать о росте коммуникативных тенденций, стремлений налаживать контакты со сверстниками.

5. Настораживает факт нарастания «криминальной зараженности молодежного лексикона». Так в настоящее время 49% молодежного сленга имеет «уголовные» корни, то есть заимствовано из уголовного жаргона. В 1996 году таких выражений было 41% от общего числа. Что может говорить о нарастании делинквентных тенденций, о нарастающем проникновении криминальной субкультуры в молодежную среду.

6. При сопоставлении данных социометрии и данных настоящего исследования, оказалось, что чаще всего сленгом пользуются отталкивающие и неуспешные дети. При этом у них преобладают сленговые выражения с положительной смысловой окраской. У беспокойных детей преобладают выражения с отрицательной смысловлой окраской. Притягивающие дети (неформальные лидеры) минимально используют сленговые выражения.

7.Новыми в 2003 году стали сленговые выражения, относящиеся к процессам алкоголизации и наркотизации. Таких выражений всего 2%, однако их появление в молодежном лексиконе может являться показателем роста интереса подростков к веществам, вызывающим зависимость.

Данный пример изучения школьного сленга позволяет сделать практический вывод о том, что в школе назрела проблема, касающаяся снижения культуры речи учащихся. Учителя, пользующиеся авторитетом у своих учеников и дети - лидеры практически не пользуются жаргоном в своей речи. Школьный сленг необходимо изучать, разъяснять детям второй негативный смысл некоторых жаргонных слов для того, чтобы уменьшить «криминальную зараженность» молодежного лексикона и защитить детей от возможных конфликтов на почве разной трактовки сленговых выражений. Данная работа необходима как противодействие агрессивной криминальной субкультуре, которая начинает пускать свои корни в самые юные слои общества.

В качестве иллюстрации школьного сленга привожу мой рассказ "Лобатые детки", написанный на основе детских сленговых выражений и использованный ранее в КВН.

Лобатые детки!
меня достал ваш крутой базар, поэтому я буду шлифовать свой, чтобы вы лучше въехали.
Уматно видеть вас и ваших штрихов вместе с нами, черепами. Клёво, в натуре, что вы от нас отваливаете. Я тащусь, какой сегодня у вас прикид! Как классно уложена ботва у красавиц! Как обалденно гнут счётный материал бывшие тормоза, которые сегодня просто снялись с ручника.
Да, можете вы кору мочить, когда захотите. Это на уроках вы как шнурки в стакане паяла закроете и весь день носки отбрасываете. А сегдня у вас всё пучком! Трындец занятиям! Мочи панты. Иди, пасись. Школе конкретно хана!
Правда некоторым из вас она все же роги пообломала. Некоторые сначала думать стали, а потом уж грызло открывать. Стали меньше друг на друга булку крошить.
Значит, в натуре, есть еще польза от школы, не всё ещё пофиг вам, даже если вы башни сорвали на экзаменах.
Обалденные вы наши! Базару нет, блин, классно мы с вами жили. Но пора вам рисовать сквозняк. Пора и нам отваливать. На том кончаю свои тоси-боси, чоли-моли, чики-да. Всё ништяк, уматные вы наши!

Педагог-психолог МОУ cш №1 п. Пограничный Бадак А.П. 16.06.03 г.
Начало
Hosted by uCoz