Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Пограничная специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа — интернат YIII вида»
пгт.Пограничный, Пограничного района, Приморского края
Конспект урока по швейному делу
Головные уборы. Изготовление бейсболки»
9 класс
Крючкович Галина Петровна
учитель швейного дела
Тема урока: Головные уборы. Изготовление бейсболки.
Цель урока: Освоить изготовление бейсболки
Задачи:
Образовательная: обучить изготовлению головного убора, отрабатывать умение
работать в технологической последовательности.
Коррекционно — развивающая: развивать техническое и логическое мышление,
правильную технологическую речь, мелкую моторику рук.
Воспитательная: воспитывать самоконтроль во время работы, соблюдать правила
безопасной работы, чувство ответственности за выполнение
задания, бережное отношение к рабочему времени, оборудова-
нию, инструменту.
Оборудование и материалы:
Образец изделия, детали кроя, технологическая карта, измери-
тельные инструменты, утюг, швейная машина, выставка голов-
ных уборов.
Словарь: Головные уборы, бейсболка, головка, околыш, козырёк.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся и рабочих мест к занятию.
II. Сообщение темы и цели урока.
Мы начинаем урок швейного дела. Вы достигли определенных успехов,
многому научились. Умеете шить постельное, нательное, столовое бельё,
игрушки и многое другое.
Сегодня мы будем изготавливать головной убор.
А какие головные уборы бывают? Как они классифицируются?
Посмотрите внимательно на доску, здесь представлена классификация головных
уборов ( идет разбор и обсуждение видов головных уборов).
III. Обсуждение изготавливаемого изделия.
А какой головной убор мы будем сегодня изготавливать?
Определите, о каком головном уборе идет речь?
Эта кепка — иностранка,
К нам пришла из-за морей.
Спортом ты решил заняться?
Надевай её скорей.
Козырёк большой, как зонтик,
Даже в самый знойный час
Нос и щеки прикрывает,
От лучей спасает нас.
Как же правильно называется этот головной убор?
а) футболка
б) бейсболка
в) тусовка
( правильный ответ — бейсболка)
Действительно, речь идёт о бейсболке. Бейсболка имеет свою историю. Как видно из
названия, первоначально бейсболка предназначалась для спортсменов-бейсболистов,
то есть спортсменов играющих в бейсбол, самую популярную игру в США, которая
очень похожа на издавна существовавшую в России лапту.
Вскоре, бейсболка приобрела большую популярность среди молодежи и её стали
носить девушки и юноши даже далёкие от спорта. А так как кепки-бейсболки
позволяют выглядеть моложе и стройнее, их стали носить люди самого различного
возраста. В настоящее время бейсболки пользуются большим спросом и являются
лидером среди головных уборов.
Джинсы, шорты и футболка -
Вот бейсболкины друзья,
Летом с нею неразлучны
Мама, папа, ты и я!
Для чего предназначена бейсболка?
а) для лучшего удара головой по мячу
б) для защиты от солнечных лучей и от холода
в) для удобства при переносе груза
(правильный ответ: для защиты от солнечных лучей и от холода)
Из какого материала можно изготовить бейсболку?
а) из джинсовой ткани
б) из хлопчатобумажной ткани
в) из полиэтиленовой пленки
( правильный ответ: из джинсовой и хлопчатобумажной ткани)
Из каких деталей состоит бейсболка?
а) головки
б) околыша
в) рукава
г) кокетки
д) козырька
( правильный ответ: головка, околыш, козырёк)
Как можно украсить бейсболку?
а) изготовить детали разного цвета
б) нашить аппликацию
в) проколоть дырочки
г) раскрасить фломастером
( правильный ответ: изготовить детали разного цвета, нашить аппликацию,
проколоть дырочки).
Теперь переходим к выполнению практической работы.
IY. Практическая работа
1. Повторение правил безопасной работы с утюгом, ножницами, на швейной машине.
2. Выполнение практической работы согласно технологической карты:
а) Приметать прокладочную ткань на изнаночную сторону всех вырезанных деталей
бейсболки из основной и отделочной ткани и обрезать излишки по контуру деталей.
б) Обработка головки:
- средние части сложить лицевой стороной внутрь и стачать центральный шов
шириной 0,8 см; срезы обметать; шов стачивания заутюжить на одну сторону и
настрочить швом шириной 0,5 см ( рис 1);
Рисунок 1
- притачать боковые части к средним частям швом 0.8 см; срезы обметать;
швы притачивания заутюжить в сторону центральных частей и настрочить швом
шириной 0,5 см ( рис.2).
Рисунок 2
в) Обработка козырька:
- детали козырька сложить лицевыми сторонами внутрь и обтачать
швом шириной 0,5 см ( рис.3)
- козырёк вывернуть на лицевую сторону, хорошо выправить, отутюжить и
отстрочить по краю на 0,5 см.
Рисунок 3
г) Обработка околыша:
- детали околыша сложить вдоль лицевой стороны внутрь;
- обтачать концы с обеих сторон в отдельности на ширину шва 0,8 см;
- надрезать припуски на шов (рис 4) ;
- вывернуть на лицевую сторону, хорошо выправляя уголки и приутюжить.
Рисунок 4
д) Сборка изделия:
- к срезам середины переда головки притачать швом шириной 1 см срезы околыша
так, чтобы их середины совпали. Срезы обметать, заутюжить на изнаночную сторону
головки и прикрепить машинной строчкой на 0,5 см;
- настрочить резинку (растягивая её при настрачивании) на изнаночную сторону
припуска шва центральной части задней стороны головки зигзагообразной строчкой;
- притачать козырёк на околыш на 0.8 см, совмещая середины.
- околыш заутюжить на изнаночную сторону и настрочить по сгибу на 0,5 см с двух
сторон от козырька до припуска на застёжку;
- совместить концы околыша, пришить пуговицу, отутюжить (рис.5).
Рисунок 5
е) Контроль и оценка качества выполненного изделия.
Y. Подведение итогов урока :
1. Что нового узнали на уроке?
2. Что научились изготавливать?
3. Оценка за теоретические знания.
4. Оценка за практическую работу.
Используемая литература:
1.Журнал Девчонки и мальчишки. Школа ремесел. № 5, 2007.
2.И.В.Ракитина, Н.А.Кнушевская, Головные уборы. М.Издательство «Гном», 2006.
3. Из сети Интернет:
- http://www.slovopedia.com/15/193/1488730.html
- http://stomaster.livejournal.com/1708628.html
- http://vkepke.net/index.php?categoryID=612